Вторник, 23.04.2024, 10:20
Издательство "Елена"
Главная | Вход | RSS
Меню сайта
Подорожник

СКачать можно здесь.....







 
                                      


                 
                Татьяна Уточкина (Д.К.)
                          (г. Красноярск)
 Детство Татьяны прошло в таежном поселке Кытат Больше-Улуйского района Красно-ярского края. С самых юных лет впитав в себя красоту сибирской природы, Татьяна рано начала сочинять стихи. Поэзия в буквальном смысле живет в ней. В юности, уже прие-хав на учебу в Красноярск, девушка стала писать прозу. Пока стихи Татьяны публиковались только в районной газете «Вести». Свои произведения она подписывает псевдонимом Д.К.-- Девушка, Которая…
     В настоящее время Татьяна, пойдя по стопам мамы-педагога, учится в Красноярском педагогическом университете имени В.П. Астафьева, на отделении технологии и пред-принимамательства факультета физики.
    Увлекается рукоделием: прекрасно шьет, вяжет, вышивает. Татьяна любит перемены. «Я изменяюсь, значит, я живу», -- убеждена она. Главная тема ее творчества -- любовь, способная даже оживить ледяную статую.


Холодная сказка


Жила-была девушка, которую все звали Спящая Красавица, потому что она была очень красива и жила как во сне – не ведая ни плохого, ни хорошего.
Но однажды к ней в окно залетела птичка-синичка и чирикнула так громко,  что Спящая Красавица проснулась. Она выглянула в окно, увидела сказочный город, засыпанный снегом, и ей очень захотелось выйти погулять. Спящая Красавица вышла на улицу наполненную людьми, которые играли с детьми, шли куда-то по делам, или просто гуляли. Люди улыбались ей, словно зная, что весь этот мир – город, солнце, снежинки - она видит в первый раз. А Спящая Красавица смотрела на них, и все они казались ей одинаковыми. Девушка никак не могла выделить из их улыбок хотя бы одну, особенную и непохожую на другие.
Так она брела по широким улицам и узким переулкам, растерянно рассматривая прохожих и с непривычки  жмуря глаза от яркого солнца, пока не вышла на городскую площадь. В центре площади стоял задумчивый юноша, который очень отличался от всех людей, что прежде встречала Спящая Красавица. Он не улыбался ей, даже когда она подошла к нему и поздоровалась, он промолчал и не посмотрел в её сторону. Его лицо было очень красиво, а черты такие правильные и тонкие, что казались нарисованными.  Бледная кожа юноши напоминала снег.
«Что с тобой, отчего ты печален?» - спросила девушка, но юноша ей не ответил. Рядом кто-то засмеялся, Красавица обернулась и увидела мальчика.
«Почему ты смеёшься?» - спросила она.
«Потому что ты разговариваешь с ледяной статуей! – ответил ребёнок, - эту скульптуру поставили здесь для красоты, а весной она растает», и мальчик убежал играть с другими детьми.
«Это правда?» - с тихим отчаяньем спросила девушка, не желая верить, что безупречный красавец – всего лишь  кусок льда.
«Неправда… - тихо шепнула статуя, не шевеля губами, - когда придёт весна, я просто уйду в свою сказку».
«Вот и хорошо!» - обрадовалась Спящая Красавица, - значит, ты не растаешь! А как тебя зовут, и как выглядит твоя сказка?»
«Меня зовут Ледяной Принц, - ответил юноша, - в моей сказке вечная зима, поэтому я никогда не растаю. Там много-много снега, камня и хрусталя…»
С тех пор Спящая Красавица начала каждый день приходить  на площадь и подолгу разговаривать с Принцем. Он рассказывал ей о своей сказке, какие там алмазные горы, снежные поля, ледяные моря, хрустальные цветы и стеклянные звезды. Его сказка была так не похожа на её, что от слов Принца у Красавицы захватывало дух.
Ледяной Принц рассказал, что ему захотелось посмотреть другие сказки, и в виде ледяной фигуры он отправился в путешествие, побывал в разных городах и странах, стоял на сотне площадях, наблюдая за разными людьми. Но теперь очень устал и хочет вернуться домой, в свои чертоги из белого мрамора. Вот только дорога в его сказку появляется лишь в полнолуние – нужно идти навстречу луне, прямо по её невесомым лучам.
«Но до полнолуния ещё далеко, - сказал Ледяной принц Красавице, - и мы успеем с тобой наговориться. А вот дома… дома меня ждёт одиночество… Мой замок пуст и безлюден…»  Красавице стало жаль принца и очень грустно было расставаться с ним.
Однажды Принц сказал Красавице, что сегодня ночью – полнолуние, и ему пришла пора уходить. А если он не уйдет в эту ночь, то уже не успеет – придёт весна и он действительно растает.
«Взгляни, - сказал он, - сегодня было такое яркое солнце, что на моих щеках появились капли!»
Но Спящей Красавице показалось, что это слёзы, и она сама вдруг заплакала.
«Почему ты плачешь?» - удивился Принц.
«Я не хочу расставаться с тобой», - тихо прошептала девушка и покраснела.
«Но ведь ты не захочешь пойти за мной, в мою сказку?» - спросил он.
«Я хочу этого всем сердцем!» - горячо отвечала Красавица.
Вечером она  собрала свои вещи в маленький узелок, оделась потеплее и, простившись со своим крошечным уютным домиком, отправилась с принцем по лунной дорожке в его ледяную сказку.
Сказка Принца оказалась вовсе не такая красивая, как он рассказывал – ведь в ней совсем не было солнца, а царила вечная ночь.  Поэтому алмазные горы не сверкали, снежные поля не белели, и ледяные моря не мерцали яркими бликами. А хрустальные цветы были искусственными и мёртвыми. Но Спящая красавица полюбила принца, и отдала ему своё сердце. Юноша  бережно взял его холодными пальцами и положил в ледяную шкатулку.
«Я очень ценю твой подарок, - сказал он, - и чтобы с твоим сердцем ничего не случилось, я спрячу его. Знаю, сейчас тебе нелегко здесь, но со временем твоё сердце остынет,  ты перестанешь бояться холода и даже полюбишь его».
«Но я уже люблю холод, - жарко возразила Красавица, - ведь холод – это ты!»
Ей показалось, что сейчас принц улыбнётся, но он лишь сказал: «Нет, твоё сердце ещё слишком горячее».
Как-то Спящая Красавица спросила Ледяного Принца: «Почему ты никогда не улыбаешься?»
«Я не понимаю, зачем это нужно делать», - ответил ледяным тоном юноша, глядя на неё синими, как морской лёд, глазами.
«А я не могу не улыбаться!» - сказала девушка, не замечая, что и на её устах улыбка появляется всё реже, ведь ей было так грустно и одиноко  в чертогах Принца. Каждый день его подолгу не было дома – он то командовал армиями снежинок, то отвал приказания батальонам ветров, то катался на какой-нибудь вьюге.
В мраморном замке было очень темно и холодно. Красавица зажигала свечи, очень много свечей – чтобы замок стал светлее и теплее, чтобы душа Принца немного потеплела, а он улыбнулся хотя бы раз! Но свечи горели так тускло, что никак не могли  осветить весь замок – тут и там оставались тёмные углы,  бедной девушке казалось, что в них притаилось какое-то зло. И она горько плакала от страха.
Однажды, принц застал её в слезах и сказал: «Ты плачешь, потому что твоё сердце ещё тёплое, но оно вот-вот остынет, и ты будешь счастлива в этой сказке, моя Ледяная Красавица». Он назвал её новым именем, которое звучало колко и холодно, как мороз за окном! И девушке очень захотелось к тёплому солнцу, ведь она знала, что её сердце ещё не остывает. Напротив, с каждым днём оно становится всё горячее, обжигаясь о холодные стенки ледяной шкатулки, но, не умея растопить их. С каждым днём девушке всё больнее было жить без сердца – ведь Принц не отдал ей взамен своего. Спящая Красавица чувствовала, что она медленно умирает.  И однажды ночью она решила убежать из его сказки.
Ночью Красавица прокралась в покои принца, достала у него из-под кровати ледяную шкатулку, но открыть её не успела. Принц заворочался, и девушка, испугавшись, что он проснётся, схватила шкатулку и побежала прочь. Она бежала по лунной дорожке, пока не очутилась на перекрестке ста дорог, на котором поставила тяжёлую шкатулку и заплакала – Красавица поняла, ей ни за что не отыскать дорогу, которая ведёт в её сказку.
Она плакала так горько, что совсем не испугалась, когда её руки кто-то коснулся.  Девушка подняла глаза и увидела крошечного человечка с крыльями, как у стрекозы.
«Кто ты?» - удивилась она.
«Я – Викна. Эльф перепутья, - ответил человечек, - а ты кто? И почему ты плачешь?»
«Я – Спящая Красавица, - ответила она, - я убежала от Ледяного Принца, но не могу отыскать дорогу домой, а если вернусь в его чертоги, то погибну», - и она снова заплакала.
«Не плачь! - сказал ей эльф Викна, - я постараюсь помочь тебе. Расскажи про свою сказку и, может быть, я смогу понять, какую дорогу тебе нужно вы-брать».
Красавица оживилась и начала рассказывать. Она поведала эльфу, что в её сказке нет вечной зимы – там есть и лето, и весна, и осень. Солнце там светит ярко-ярко, освещая всех своими лучами, его нет только ночью, или во время грозы. Но грозы там красивые и приносят тёплый дождь, а после грозы очень легко дышится. В её городке много людей, они все очень приветливые и улыбчивые. На улицах растут чудесные цветы, а все дома раскрашены яркими красками.
Она закончила, а эльф воскликнул: «Как же я сразу не догадался, что такая милая девушка может жить только в Доброй Сказке! Я знаю дорогу, которая тебе нужна!» И он указал ей путь. Спящая Красавица хотела тут же бежать домой, но не смогла поднять ледяную шкатулку с сердцем – пока она разговаривала с эльфом Викной, дно шкатулки примёрзло к лунной дорожке.
«Что же делать?!» - воскликнула девушка и попыталась  дыханием оттаять шкатулку.
«Ничего не получится, - сказал эльф, - она нарочно примёрзла, чтобы ты  не убежала от Ледяного Принца».
«Ах, так!» - рассердилась Красавица и, схватив с лунной дорожки лунный камень, изо всех сил бросила его в ледяную шкатулку.
Шкатулка со звоном разбилась на мелкие осколки,  один такой осколок воткнулся прямо в сердце, и вынуть его не получилось. Спящая Красавица решила, что это не страшно и, поблагодарив эльфа Викну, побежала в свою Добрую Сказку.
Город встретил её ярким солнцем и первыми цветами, улыбками прохожих и тёплым ветром.
Спящая Красавица отогрелась и зажила счастливо в своём маленьком уютном домике. Вот только в её сердце навсегда осталась ледяная заноза…

                                                    
 

***
Пусть губы вторят губам:
"Люблю... Никому не отдам!"

Разлюбит. Забудет. Отдаст.
Оставит. Раздавит. Предаст.
И будет уже не твоя.
Слова -- это только слова.

Слова -- это только слова!
Пускай болит голова.
Пусть в сердце -- жестокий нож,
Ты боли чужой не поймёшь!

Какого же цвета боль?
Раскрась её краской любой.
У всех -- палитра своя.
Слова - это только слова.

Слова-- это только слова.
Пусть в сердце воткнута стрела,
Пусть горько и трудно дышать,
Тебе меня не понять!

А мне... Не сказать никогда.
Слова --  это только слова…

                 ***

 Я в чужом саду цветок сорвала.
И с собой тихонько унесла.
Как же долго я тебя искала!
Жалко, что не первая нашла.

Сердце -- на алтарь тебе взамен
За любовь твою, о, искуситель!
Может, был ты для меня  никем,
Но отныне --  ты мой повелитель.

Я люблю тебя любовью страстной.
И уже не в силах отпустить.
Ты  моё украденное счастье.
Снятое кольцо с чужой руки…

                     ***

Впуская новый день в открытое окно,
Я что-то открываю для себя.
Там солнца яркий свет, или опять темно,
И с неба льётся вертикаль дождя?

Иначе, или так, но в этом что-то есть.
Вдруг небо что-то хочет рассказать?
Ведь дождь  строками льёт. Я их могу прочесть!
Но как мне эти строчки написать?..

                      
               «Юльке»

А однажды весною ты ушла.
Весной, когда чувства все острые.
Я  даже подругой тебе не была.
Мы вместе учились быть взрослыми.

А потом побежали дороги,
И другие дела закрутили.
Смс не писала полгода.
И полгода тебе не звонила…

А однажды… весною, ты  ушла…
Весной, когда все вокруг расцветает.
И я не позвонила, не пришла…
Я просто не успела. Так бывает.

Ну, зачем, зачем все уходят?!
И в какую невидную дверцу?
Смс в небеса не доходят.
Не заглушишь боль эту в сердце.

Извини, что мало знала я тебя…
Ведь могла бы узнать тебя получше!
Юлька, Юлька… Ты прости меня,
Излечи от боли мою душу!!!

                ***   
 
Мы глядим на небо, замирая,
В восхищеньи глаз не отводя.
И совсем-совсем не замечаем,
Как прекрасна бренная земля.

Мы не знаем, у любви есть принцип:
Любим мы не тех, кто в нас влюблён!
И проходим мимо своих принцев,
И не замечаем их корон…

       
 


                               

                              Денис Гурулёв
                              (г. Братск)

    Денис -- студент Братского государственного университета, учится на факультете дорожного строительства. «Люблю рисовать, нравиться активный отдых на природе: путешествия, охота, рыбалка,-- рассказывает он о себе. -- Писать я начал недавно, просто почувствовал острое желание высказаться. Это напоминало дневник, где я записывал свои мысли, а потом возникла идея попробовать что-то написать». У Дениса пока не было публикаций. Все свои произведения он выкладывает на сайте http://www.sunhome.ru
     Его творчество разнообразно по стилям и жанрам: поэзия, афоризмы, философская, мистическая проза. Конечно, автору еще нужно оттачивать свой язык, иногда излишне многословный, работать над стилем. Однако, безусловно, Гурулёва отличает оригиналь-ный взгляд на мир, на человека, глубокое проникновение в психологию. Его произведения заставляют думать, часто -- не соглашаться с автором, спорить. Но все это и делает его творчество интересным для читателя.
     «Что касается темы, затронутой в рассказе  «Прикованная», то это, скорее, связано с простым человеческим пониманием. Я всегда искренне восхищаюсь такими людьми, ведь они наперекор всем и всему доказывают свою духовную мощь», -- признается Денис.


                                          
                                                    

                                                           «ПРИКОВАННАЯ»

                                                                   Потерять веру в себя – значит обрести       
                                                                     недоверие к другим.

       Этот день тенью прошлых лет стоит у неё перед глазами каждый раз, как только она закрывает глаза. Возможно, из-за этого у неё постоянно бессонница. После того дня жизнь её лавиной пошла под откос и превратилась в серый комок страданий, где не было места никому. Друзья, коллеги всё реже и реже посещали ее, о чём свиде-тельствовал уже порядком повядший букет некогда роскошных цветов. Он чем-то на-поминал её жизнь: прошлую -- яркую, насыщенную и настоящую, в которой нет ничего кроме блёклого квадрата стен.
А ведь ей пророчили колоритную карьеру актрисы! Киностудии и театры нарасхват брали её на главные роли. Она часто мелькала в телевизионных передачах, из-за че-го ей приходилось работать почти по двадцать часов в сутки, но это нисколько не на-прягало Людмилу. Она готова была работать дни напролет, так как работа для неё была мостом, соединяющим  ее с мечтой. Со стороны её жизнь походила на сказку, но только одному Богу было известно, чего ей это стоило, чтобы добиться таких высот.
      Даже когда ей предложили небольшой отпуск, она восприняла это как отказ, по-считав, что от неё хотят просто-напросто избавиться. Лишь только после долгих уго-воров с горем пополам её убедили, что ей действительно нужно немного отдохнуть, так как для неё приготовили феноменальный сюрприз, который должен был стать  сенсацией. Главная роль со всемирно известным американским актёром! По прогно-зам этот фильм ожидал оглушительный успех: огромные деньги, известность и воз-можно даже Оскар. Это мечта каждого актёра и, разумеется, Людмила согласилась на отдых, так как вдруг поняла, что последние пять лет она только и делала, что работала и ещё раз работала.
        Зазвенел будильник но, как и раньше, Люда проснулась минут за пять  до его сигнала и задорно хлопнула по нему: «Так кто из нас соня?» Будильник в ответ стыд-ливо пикнул и замолк. Она, как всегда, сделала утреннюю зарядку: актриса должна выглядеть безупречно.
      На электронном календаре краснело число 31. Новый год. В голове сразу закрути-лись вихрем мысли о подарках. С работой она совсем обо всём забыла, надо будет ехать в город за покупками. А как  ей хотелось сегодня просто поваляться в кровати у телевизора! Это делают большинство нормальных людей. Люда сама удивилась та-кому странному  желанию, видимо, сказывался отпуск. И  это только третий день её отдыха, а что же будет дальше? Совсем облениться и, наверное, превратиться в тол-стую обрюзгшую бабу. От такой мысли её даже передёрнуло и, улыбнувшись сама себе, она вышла во двор своего загородного домика.
       День выдался просто чудесный. Солнце приветливо играло, отражаясь в миллио-нах снежинках на сугробах. В такой день хотелось петь, сочинять стихи, просто радо-ваться жизни. Чувства переполняли душу так и просились наружу, чтобы о них узнали все. Особенно тот молодой темненький красавец, что недавно появился у них на съё-мочной площадке. Внутри что-то сладко защекотало от мысли о нём, и тут же всплыл его образ: длинные чёрные вьющие волосы, мускулистая  фигура, к которой так и хо-телось прижаться, точнее, вцепиться и никогда не выпускать из рук с мыслью: «моё и некому не отдам». В нём было что-то испанское, зажигательное. Но не это главное! Он был прост, игрив и всегда весел. Он просто заряжал всех вокруг стремлением жить и любить. В эту ночь она точно загадает желание на него.
        Она села в автомобиль и включила диск группы «Наутилус Помпилиус». Ей все-гда нравился русский рок. Настроение было предпраздничное, приподнятое. Хотелось поскорей попасть в город, пока ещё можно было что-то купить. Ей казалось, что в этот день таких, как она миллион, и они скупят все, оставив ее без подарков. Завтра 2001 год. Миллениум!
        Она так увлеклась скоростью, что когда из леса выбежал волк или собака, Люд-мила ничего не могла уже поделать. Она резко затормозила, и машину юлой закрути-ло и снесло на обочину. Всё перед глазами пронеслось одним мгновением. Она дико закричала, вжавшись в сиденье. Глухой удар, звон разбившегося стекла и всё погру-зилось во мглу…
         Всё это произошло ровно шесть лет назад. Слеза потекла по щеке, и на душе стало совсем скверно. Тупая боль пронзила сердце, и она в истерике швырнула плю-шевого медвежонка. Почему так не справедлива порой бывает жизнь?! Нет ничего хуже, чем  оказаться в этой жизни инвалидом, особенно когда перед этим тебе были открыты врата всюду, и ты была желанна для всех. Каждый день одиноко просыпаться в кровати и находиться в ней всегда. Прикованной. Быть узником своих мыслей, которые мрачной пеленой окутывают разум и засасывают в трясину безумия. Мыслей, что обо всём и одновременно ни о чём.
 Странно… всю свою сознательную жизнь до того дня она никогда не задумыва-лась о существование Бога, а за эти шесть долгих мучительных лет Людмила поняла, что Он есть. У  ее изголовья находилась небольшая иконка Пресвятой Богородицы, именуемой «ПРИЗРИ НА СМИРЕНИЕ», подаренная ей матерью. Когда было совсем  невыносимо, она брала иконку в руки и разговаривала с ней. Иногда ей казалась, что Богородица с пониманием смотрит на неё, как бы успокаивая, говорит, что всё обра-зумится и вернется на круги своя. На душе становилась  легче,  внутри загоралась слабая искорка надежды на то, что завтра она встанет на ноги и всё у неё будет, как раньше: любимая работа, поклонники.
            О, кто бы только знал, как же ей хотелось выйти сейчас на сцену, и чтобы вокруг было много людей, и чтобы все ей рукоплескали, а от  аплодисментов заложило уши! Но, увы, это  всего лишь мечты.
           Нет, её нельзя было назвать слабой. Она постоянно, как могла, работала над собой и, хотя желаемого результата не наблюдалось, Людмила всё же верила в себя. Так хотелось доказать всем, что она есть на этом свете и что она ещё будет ходить и сыграет свою главную роль. И пусть в неё не верят ничтожные скептики. ОНА докажет всем  друзьям и врагам, а главное --  врачам, что ОНА ЕСТЬ!
Она работала над собой, как тогда над каждой ролью, по двадцать часов. Её сильный характер никак не мог смириться с тем, что она -- инвалид, и жгучее стрем-ление жить вело к непостижимому запредельному желанию встать на ноги вопреки всему на свете.
         Людмила начала писать, и это были первые шаги к возращению в нормальную жизнь. В начале у нее получались скомканные записи, в которых она отражала свои мысли, чтобы не сойти с ума, но вскоре они становили более осмысленными  и насы-щенными, превращаясь в рассказы. Она даже начала задумываться над их публика-цией.
       Сегодня ей было тяжело на душе, так как на календаре значилось 31 декабря, этот день она ненавидела. Сначала в этот день все старались к ней прийти, но она никого не желала видеть, потому что они казались старой иллюстрацией из прошлой жизни. Постепенно «иллюстрации» сами перестали возникать. Она осталась одна.
       Людмила лежала и молча, смотрела в потолок, слёзы текли, но они не приносили долгожданного освобождения от всего, что творилось внутри, и не могли затушить пожар в душе.
- Я пойду! Пойду! – закричала Люда в сердцах и, чтобы успокоиться,  взяла в руки иконку.
       В 12 часов комната осветилась от новогоднего салюта, за окном началось торже-ство, и только у Людмилы на душе кошки скребли. Неожиданно она скинула с себя одеяло, и посмотрела на свои тощие высохшие ноги, сердце сжалось в маленький ко-лючий комочек. Она собрала, как и раньше, всю волю в кулак и сконцентрировалась на пальцах ног. Вдруг большой палец слегка шевельнулся…
 
    
 
   

                                                       Галина Гаевская
                    (Украина, г. Мариуполь)

Предоставлю слово самой Галине.
«Родилась я 1 сентября 1953 года в поселке Булавинка г. Енакиево Донецкой области. На Украине. В трехлетнем возрасте перенесла полиомиелит. Несмотря на интенсивное лечение и многократное оперативное вмешательство, своими ногами после этого так и не пошла. Мама, Крючкова Елена Федотовна, малограмотная сельская женщина, тяжело работавшая на шахте и едва сводившая концы с концами, воспитывала меня одна. Она как могла, заботилась о моем духовном развитии, наряду со школой, заложив прочную ос-нову моим будущим пристрастиям и увлечениям. Год назад мамы не стало и единствен-ной опорой в этой жизни остается для меня мой муж – Гаевский Георгий Петрович.
             Кроме добрых людей, всегда готовых прийти на помощь, в моей жизни были книги, без которых я не мыслю своего существования. Жизнь не баловала меня, но всегда предос-тавляла возможность превзойти себя, где бы я ни была и чем бы ни занималась.
          По образованию я экономист, бухгалтер, полтора десятка лет проработала на предприятии по специальности. Получив первую группу инвалидности, окончила Школу социальной работы при Киево-Могилянской академии. Проблемы инвалидов – стали мои-ми проблемами . Много пишу на эту тему. Раньше  преобладала публицистика, теперь больше -- художественная проза.
С Мариуполем, городом на Азовском море, связаны все мои успехи и достижения.
В настоящее время занимаюсь  общественной работой, зарегистрировав организацию ин-валидов «Агентство инновационных услуг по реабилитации инвалидов «Альтернатива».  С 2004 года издаю в городе небольшую газету по реабилитации людей с ограниченными физическими возможностями  «Преодоление». Мы тесно сотрудничаем с музеем Н.Островского в Шепетовке, с музеем-квартирой В.Титова в Луганске, Национальной академией творчества инвалидов, многими обществами инвалидов».
Писателем Галина себя не считает. «Специально я не пишу прозу, -- подчеркивает она. -- Просто к случаю, само собой как-то получается: то на конкурс, то для газеты, то в письме вдруг разохотишься. Так, нечаянно мои миниатюры "Штрихи к портрету Ми-лосердия" попали в коллективный сборник "Мариуполь в созвездии Лиры-4", их печатали газеты "Приазовский рабочий", христианская газета "Рассвет", альманах Народной академии творчества инвалидов "Барви життя" (Киев). Рассказ "Экстремум" был напе-чатан в журнале "Социальная защита" Министерства труда и социальной политики Украины. Я печаталась в журналах "Любомира", "Социальное партнерство", газете "Поверь в себя" -- великолепных украинских изданиях для инвалидов, которые в настоя-щее время, в силу разных причин, прекратили существование.  Печатаюсь также в газе-тах "Благовіст", "Берег надежды", "Приазовский рабочий", "Ильичевец".

Своей гордостью Галина считает собранную ею «Библиотеку мужества».
«Книги, написанные самодеятельными авторами о своей нелегкой судьбе, книги-исповеди, книги, как крик души, как предостережение, как желание добраться до исто-ков мужества, романы профессиональных писателей о людях корчагинской закалки и си-лы воли, практические рекомендации по восстановлению душевного равновесия и утра-ченного здоровья всегда были мне чрезвычайно интересны. Особенно актуальными они становятся теперь, когда социальной, трудовой, творческой, медицинской реабилита-ции людей с ограниченными физическими возможностями уделяется все большее внима-ние.
Идея собрать библиотеку Мужества зародилась давно. Она была подхвачена попу-лярной в свое время  всесоюзной газетой «Книжное обозрение», где опубликовали мое письмо с просьбой, помочь мне создать общими усилиями каталог книг инвалидной те-матики. Оказалось, Белорусская республиканская научная  медицинская библиотека также занимается этой темой. Ее сотрудники составили указатель «Преодоление», систематизированный и частично аннотированный, в котором представлена литера-тура за 1981-1990 годы. Это, в основном, популярная литература.
В мой адрес начали поступать не только сведения об интересующих меня изданиях, но иногда и сами книги. Краткие обзоры литературы, подготовленные мною, регулярно печатались на страницах «Книжного обозрения» в рубрике  «Библиотека Мужества Га-лины Крючковой». Этот проект успешно развивался вплоть до  окончательного круше-ния социалистической системы некогда единого государства.
Образовавшиеся границы резко сократили сферу непосредственного общения, а по-ток интересующей информации через какое-то время и вовсе иссяк. Мое внимание сосре-доточилось на периодической печати, но и она вскоре стала недоступной. Специаль-ными изданиями для инвалидов Украина не баловала – две-три газеты на страну, книг – и того меньше. Нелучшим образом обстоит дело и сейчас. Тем не менее, интерес к людям, не покорившимся судьбе, к их проблемам в последнее время у нас заметно возрос. Человек с ограниченными физическими возможностями или психическими расстройствами пере-стает вызывать жалость, раздражение или безразличие общества, взамен появляются сострадание, уважение, восхищение мужеством и даже общественное признание.
В моей Библиотеке Мужества почти полторы сотни книг инвалидной тематики. Каждая книга имеет свою неповторимую историю, а ее авторы и герои продолжают удивлять и вдохновлять своим человеческим подвигом. Одной из первых была книга Ири-ны Триус».

 Сегодня «Подорожник» знакомит своих читателей с одной из книг  «Библио-теки мужества». Ниже приводим отрывок из повести Ирины Триус и очерк о своей встрече  с автором Галины Гаевской.



Триус И.Б. «Жить стоит». Документально-художественная повесть. Изд.. 3-е, доп. М., «Молодая гвардия», 1978. - 160 с.
«Ценой долгих страданий я достигла такого состояния души, что при полной физической беспомощности, непрестанных болях, отсутствии каких бы то ни было внешних впечатлений, целую жизнь оставаясь в четырех стенах, в течение последних лет пребывая в них, по сути, одна, стала духовно независимой. Кажется, это называется «самодостаточностью». К такой независимости я стремилась годы. Она пришла благодаря тяжелой внутренней борьбе. Смело могу сказать -- я счастлива!
Мне в жизни выпала трудная судьба, но выпало и большое счастье. Я живу, рабо-таю, и переживаю свое горе среди хороших людей. Не скажу, что никогда не испытала тяжести измены, горечи предательства, боли, разочарования. Но плохое приходило и уходило, а хорошее оставалось со мной и во мне. Все знают, что чужое равнодушие мо-жет сломить человека в несчастье скорее, чем само несчастье. Мне же хотелось на примере собственной жизни показать, как люди могут сделать человека счастливым даже в беде. Я счастлива, потому что такой меня сделали люди, мои друзья. Их много, очень много. Вот почему я верю, что если возможно на свете чудо, то сотворить его мо-гут только люди.
Ведь пишу я не только о себе. И даже не только о тех, кто помог мне выстоять. На примере многих и многих мне хотелось показать, как человек становится выше, сильнее, счастливее своей судьбы.
Я верю -- ЛЮДИ МОГУТ ВСЕ!»


 «Ирина Триус инженер-железнодорожник - написано в аннотации к ее первой книге, выпущенной в 1978 году. –  Случилось так, что вот уже более двадцати лет она прикована тяжелым недугом к постели...».
Эта книга особенно дорога мне и с нее, пожалуй, начинается моя библиотека мужества. «Жить стоит» подарили мне сослуживцы, зная, какое неизгладимое впечатление произвела на меня судьба Ирины Триус, описанная в одном из молодежных журналов.
Прочитав книгу, я написала автору. А получив ответ от Ирины Борисовны Триус с обратным адресом на конверте, через два дня отправилась в Москву, чтобы попросить автограф.
Мимолетное знакомство запомнилось на всю жизнь. В моем собрании появилась вторая ее книга «Дорога длиною в жизнь». Об изменениях в жизни автора я узнавала из редких публикаций в прессе, доходивших до меня. Последнее известие, лет 16 назад, ошеломило: Ирина Триус уехала в Америку...
Интернет, в последние два-три года стремительно вошедший в нашу жизнь,  открывает невероятные возможности современных информационных технологий. Я без труда вышла на русскоязычное американское издание, с которым сотрудничала Ирина (Эстер) Триус, журнал, в котором она печаталась. Читала ее зарисовки. Я узнала, что ее приютила семья покойного брата, что американские врачи совершили чудо, что она счастлива. Однако на мой запрос пришло печальное известие: Э. Триус года три как умерла, не до-жив до своего 80-летия...

О подробностях той единственной памятной для меня встречи с необыкновенной женщиной, о том, какие чувства переполняли меня, я написала рассказ «Автограф».
                                        
                                      «АВТОГРАФ»

Об удивительной судьбе Ирины Триус я узнала в середине 70-х.
В детстве я перенесла полиомиелит и навсегда осталась инвалидом. Не скажу, что это меня угнетало. Правда, костыли портили одежду и натирали мозоли на руках, из-за чего я стеснялась пойти в парикмахерскую сделать маникюр. Еще я носила уродливую ортопедическую обувь, но даже не мечтала заменить ее чем-либо, других вариантов не существовало. Я мечтала, что бы по нашей улице проложили асфальтовую дорогу - в дождливую погоду по ней было невозможно пройти. Иной раз я увязала в липкой грязи чуть ли не до колен, и чтобы выбраться, мне приходилось поочередно вытаскивать руками то костыли, то ноги.
Я решила, что после школы обязательно переберусь в город. Так  в 15 лет, оставив родительский дом, я оказалась в Донецке, а после окончания техникума по направлению приехала в Жданов - позже переименованный в Мариуполь. Здесь были тротуары, троллейбусы, море, я стала работать бухгалтером, но проблем оказалось больше, чем я могла себе вообразить. Я прижилась в коллективе, обожала свою работу, стала «незаменимым человеком», много путешествовала по стране во время своих ежегодных отпусков, со временем получила высшее образование, но в душе все же не считала, что жизнь удалась.
Прочитав в каком-то журнале о прикованной к постели женщине, я была ошеломлена ее жизненным подвигом. Только Николай Островский вызывал у меня такое же восхищение, но он жил до меня, и я не могла его себе представить в наших условиях. Я рассказывала всем своим сослуживцам историю Ирины Триус и, очевидно, это имя так запало им в душу, что они преподнесли мне бесценный подарок – ее книгу «Жить стоит». Я не могла не написать автору, а когда получила коротенький ответ с обратным адресом на конверте, решила повидать Ирину Борисовну.

На ближайший выходной купила билет на самолет до Москвы. Октябрь – сезон дождей, туманов и первых заморозков. Погода оказалась не летной. Рейс несколько раз откладывали. Однако к утру я была в Москве. Не выспавшаяся, в измятом шелковом платье явилась я в квартиру по ул. Остужева, 9.

Ирина Борисовна лежала в постели и, несмотря на ранний час, работала. Вид был болезненным. Возле нее была стопка книг, телефон. Мне предложили сесть. От волнения не запомнила, о чем мы говорили. Мне было неловко, что я праздным любопытством нарушаю ее трудовой распорядок. Еще более неловко было за свой нелепый измятый наряд. Кажется, я попросила у находящейся в квартире женщины утюг… Поразило окно, упирающееся в стену соседнего дома…

       Встреча прошла как во сне. Чего доброго, можно засомневаться, а была ли она вообще, но автограф на книге: «Дорогой Галине с наилучшими пожеланиями от Ирины Триус 13/ Х - 79 Москва» подтверждает, что это на самом деле происходило все со мною. Кажется, я тогда же впервые побывала в Москве в музее Н.Островского.

 

                                                   
 



                      Ирина Карпинская
     
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Студия дизайна "Gantor"
  • Алтайский краевой центр развития творчества детей и юношества
  • Сообщество uCoz
  • Подорожник
  • Инструкции для uCoz
  • Gantor © 2024